К оглавлению.
Февраль 2004 года. Санкт-Петербург.
- 0 км, 10ч 05м, Санкт-Петербург. На улице -10 градусов.
"Большая дорога начинается с одного маленького шага". Ну не совсем так сказал Конфуций, но что-то вроде этого. К чему я цитату вспомнил? Ну, во-первых, сегодня мне в Питкяранту ехать, за 400 с лишком километров. Во-вторых, ну люблю про Китай вспоминать, к месту и не к месту.
Так вот, "кстати о Китае": началось всё не слишком многообещающе. Проверил перед выездом масло-воду, попинал скаты, ещё кое-что глянул. Ладно, можно ехать. Машина знакомая, давно на ней езжу, что от неё ждать примерно знаю. До Питкяранты выдержит. Возможно. Кстати, запаски у меня нет, недавно разлохматилось правое переднее, корд вылез, поставил запаску. Так что случись чего с колесом в дороге - привет, приехал. А ехать, как уж писал, за 400 км, и обратно потом тоже. Всё от бедности, блин. Надо бы запаску, надо бы техосмтор сделать, надо ещё много кой-чего. А ещё лучше - машину заменить. Квартиру тоже. :))
При осмотре выяснил, что щётки дворника надо менять, все изломаны в шарнирах, и изломы царапают стекло. Заехал в автомагазин, купил пару. Ох, как же потом они пригодились в дороге! Не зря новые поставил. В том же лабазе купил литру ТОСОЛа, долить в бачок. Так вот, когда пробивал большим пальцем мембрану из фольги на пластиковой ёмкости, сломал ноготь об край горлышка, зацепил. Сразу же выступила тёмно-красная кровь.
М-м-м. Хорошее начало, ничего не скажешь. Ладно, поехали, ещё на заправку надо. А двигатель всё же как-то немного ненормально работает. Или показалось?
- 5 км, 10ч 28м, АЗС на углу Дальневосточного проспекте и улицы Коллонтай.
Залил бак под самую пробку, вошло 38 литров. Из чего следует, что бак был практически пустой, ёмкость бака у "шахи" 39 литров. Остальное, 20 литров, вылил в канистру. Всего на 655 рублей. Вперёд -за орденами. А двигатель вроде нормально работает. Почудилось тогда, у магазина? Палец со сломанным ногтем болит, кстати, но кровь больше не течёт.
ДПС у выезда с города проехал без задержек. А дальше - прямая, ровная трасса, "мурманка", М-18. Покрытие чистое, безо льда или снега. Вот бы так всю дорогу. Боюсь, не получится.
Через сорок с лишком километров проехал мост через Неву, у Синявино.
Начались знаменитые синявинские болота, начались первые проблемы, пока климатические. Как-то незаметно затянуло небо облаками, стало пасмурно, по асфальту потянулась снежная позёмка. Мелкие капельки влаги стали оседать на лобовом стекле. На боковом, кстати, тоже. Ну, счас я их дворником смахну, зря, что ль, новые щётки купил.
Новые капельки осели сразу же, и погуще. Через минуту дворник работал уже на полном режиме, а ещё через какое-то время дворник уже не справлялся с работой. Оказывается, эта влага - ледяная, изморось. Прилипая к стеклу моментально замерзает и щётки её уже не берут. Стал поливать стекло омывателем - помогло. Но ненадолго. К смытой поверхности моментально прилипала новая наледь.
- 119 км, 12ч 18м. Пост ДПС у Новой Ладоги.
Остановился и начал счищать наледь на лобовом стекле скребком. Однако, твёрдая хрень, приходится не скрести, а долбить её. Рядом у поста стояло с десяток машин, все занимались тем же, долбили наледь на стёклах. А насчёт плохой работы двигателя, похоже, не показалось. Движок как-то слабо тянет, нормальную мощность явно не развивает. Ко мне подошёл кавказец-дальнобойщик:
- Слушай, что такое, а? Первый раз в жизни вижу: к стеклу прилипает, а дворник её не берёт.
- Наледь. Здесь знаменитые синявинские болота, они испаряются, даже в мороз, вот эти заледеневшие испарения и висят в воздухе, наледью стёкла покрывают. А когда потеплее здесь вместо наледи густой туман.
- Понятно, спасибо!
- Счастливого пути.
- Взаимно.
- 154 км, 12ч 55м У деревни Потанино пересёк мост через реку Воронежка.
Перед мостом стояла машина ДПС, моей дранной "шахой" гайцы не заинтересовались. Правильно ребята, вы мне тоже не интересны, тут у нас взаимность. Наледь стала пореже, а позёмка гуще, переходя в слабую метель.
Через километр после моста мотор внезапно потерял мощность. То есть, ещё работает, но уже не тянет. Ещё раз бегло глянул на приборы - давление масла, температура - всё нормально, бензина полно. Последовательно перешёл с прямой передачи на третью, вторую, первую. Всё, финиш. Я встал, а мотор, несмотря на выжатый до пола акселератор, постепенно терял обороты и, наконец, заглох. Приплыли. Интересно, насколько всё серьёзно?
Завёл ещё раз. Двигатель завёлся сразу, немного покрутился и заглох. Работает ровно, а обороты не развивает. Похоже, что-то с подачей топлива. Ну, полезли под капот. Снял крышку воздухоочистителя - на дне полно воды. Всё ясно - эта летающая в воздухе болотная влага нагадила в карбюратор. А тут, как на грех, недавно переставил воздухоприёмник на летний режим, чтобы не перегревался карбюратор. В городе это неплохо, а вот за городом, да ещё при многочасовой езде на большой скорости, воздухозабор нахлебался воды. И, кстати, под капотом тоже всё покрыто влагой, и что самое противное - трамблёр, провода высокого напряжения, бобина, свечи. Всё это придётся протирать.
Обратил внимание, какой интересный снег падает мне на руки: не красивые восьмилучевые снежинки, которые так любят рисовать дети,а тонкие сухие иголочки длиной около пяти миллиметров. Особенности местного снегообразования. Снял трубку от бензонасоса к карбюратору, покачал бензин вручную - качает нормально. Значит - ледяная пробка в самом карбюраторе. Достал компрессор и стал продувать им каналы карбюратора, проверив заодно приёмный фильтр. Так, с этим пока закончили, собираем всё на место. Только воздухозабор переставить надо на зимний режим, для забора тёплого воздуха от выпускного коллектора.
А теперь - обтереть все прибамбасы зажигания. Заодно вывернул свечи, проверил. О-ба-на! Вторая свеча вся в густом нагаре. Теперь ясно, почему мне не нравился звук двигателя и не развивалась полная мощность. На трёх цилиндрах не сильно то погоняешь. Книги рекомендуют тщательно прочистить такую свечу в нагаре. Я же рекомендую просто выбросить её, не очень-то очистка помогает. Одна старая свеча у меня осталась от прошлой замены, её и поставил.
Теперь надо б выставить зажигание, со своей вознёй сбил его. Дурацки устроено у "шахи" - чтобы вставить заводную рукоятку в храповик коленвала надо номер снимать. Снял, теперь другая проблема. Приходиться сначала провернуть немного коленвал, потом бежать и смотреть подошла ли метка на шкиве к метке на моторе. Итак туда-сюда, и по чуть-чуть проворачивать. Кто бы помог, а? Да кто тут на пустынной дороге найдётся?
Но видно, везение моё не закончилось ещё, по дороге подошёл какой-то местный молодой парень. Попросил его покрутить рукоятку, пока я, заткнув пальцем отверстие первой свечи, буду определять такт сжатия в 1-м цилиндре. Парень стал крутить с бешеной скоростью.
- Стойте, стойте! - закричал я. - Не надо так сильно крутить, вы же не заводить собрались.
Через какое-то время определил такт сжатия и совместил метки на шкиве и передней крышке. Поставил провода, закрутил свечи. Ну что, покрутим, попробуем завестись?
Мотор завёлся сразу и безоговорочно. Я вытянул немного подсос и предложил парню:
- Садитесь пока в салон, а я инструмент соберу. Вас подвезти?
- Да, тут недалеко, километров пять.
- Хорошо, сейчас поедем, только номер на место поставлю.
- 154 км, 14ч 24м, за дер. Потанино.
Однако, полтора часа провозился. Пока прикручивал номер, закоченел весь, включил отопитель.
Водитель из меня, пожалуй, никакой. Дело не в умении водить и разбираться в устройстве машины. Дело в моей мечтательности, постоянно задумываюсь о чём-то за рулём. Иной раз настолько глубоко, что могу прозевать красный свет или запрещающий знак. А за рулём не мечтать надо, а за дорогой следить.
Кстати о дороге, она стала заметно хуже, подразбита, сплошные выбоины и трещины. Зато мотор после замены свечи и протирки всех причиндалов зажигания стал работать намного лучше, я уверенно разогнал машину до сотни. Больше не стоило, дорога неважнецкая да и заснежена малость, лёгкая метель продолжалась.
Высадил парня возле нужного ему места, распрощались, и я ещё раз поблагодарил его за помощь. Ещё около сотни километров до Лодейного Поля, там надо на мост через Свирь поворачивать.
- 235 км, 15ч 35м, мост через реку Свирь у Лодейного поля.
Однако! Мост через Свирь - это просто нечто! Издалека производит солидное впечатление: массивные решётчатые конструкции на большой высоте над замёрзшей рекой. Мост, кстати, разводной, для того, чтобы под ним могли пройти военные корабли с высокими мачтами. Но они уже давно по Свири не ходят, а речные суда невысоки, разводить мост для них не надо. Да и обмелела Свирь.
Так вот, самое сильное впечатление производит дорожное покрытие моста. точнее - полное отсутствие его. Просто гранитные булыжники насыпаны и кое-как разровняли их. Машины идут по мосту медленно, на первой передаче, постоянно объезжая выбоины и большие камни. Несколько раз я зацепил днищем. Мост довольно длинный, так что пробирался я по нему долго. Я посмотрел на встречный КАМАЗ, который также медленно преодолевал свою полосу препятствий по левой полосе. Водила кивнул мне и ухмыльнулся - дескать, ну и дорожка, ети её.
Бегемот прислал SMS-сообщение мне на трубу. Сообщил, что он тоже выехал из дому навстречу мне, через несколько часов встретимся в Питкяранте. Впоследствии я получил от него много таких SMS-ок.
- 270 км, 16ч 00м, пост ДПС "Карелия".
Итак, я в Карелии. Это заметно сразу - вокруг меня множество посёлков, отдельных домов и строений, предприятия. По всему - жизнь в Карелии идёт более активно. А вот Ленинградская область, когда пересекал её по "мурманке", казалась вымершей. От Бегемота получил ещё одно сообщение. И как он умудряется делать это за рулём? Впрочем, спасибо ему, без него б не знал, куда ехать в Питкяранте.
- 329 км, 17ч 13м, пос. Видлица.
На переезде, пока я пропускал состав, меня обогнала зелёная "Жигуль"-четвёрка, в которой сидело четверо молодых ребят. Вообще-то, на переезде обгонять нельзя, но пусть это волнует ГИБДД. Мне до лампочки, раз спешат - пусть обгоняют.
Ехал уже по Видлице, довольно большому посёлку с извилистой главной дорогой.
Хм. Однако. Обогнали и маячат передо мной. Уж лучше бы ехали себе побыстрее, а то весь обзор вперёд загораживают. Нет, в городе там или на трассе при оживлённом движении спокойно воспринимаю задний бампер чужой машины перед глазами. Но на пустой дороге маячить, закрывая обзор - это уж слишком. Уж если обогнал - то и проезжай дальше, не мозоль глаза.
А вот, сейчас я эту "четвёрку" обгоню, она притормозила перед выбоиной на мосту, а я её слева, по свободной встречной полосе. Обогнал, теперь газу, чтобы им тоже не мозолить глаза. Сразу за мостом крутой поворот налево, на обочине - специальный указатель, предупреждающий об этом для альтернативно одарённых.
Э-э-э... проскочу не снижая скорости, а то эта четвёрка опять будет торчать бельмом на глазу. Ой, мама! Подъехав ближе, увидел, что поворот гораздо более крутой, чем предполагалось, и самое главное, покрытие - сплошной лёд.
ТОРМОЗ!!! И руль влево! Только рулём не сразу так резко, а то занесёт. Блин, а колёса-то блокировались намертво при торможении, машина как ехала прямо, так и прёт себе, не думая слушаться руля. Чуть отпустил тормоз, чтоб разблокировать скользящие юзом колёса и ещё чуть довернул влево. Ни фига - машина руля не слушает, прёт прямо на обочину! Ещё раз, отпустил тормоз - ни фига, машина уверенно несётся прямо на снежный бруствер.
Всё. Я понял, что уже ничего не успею сделать, сейчас меня вынесет в снежный сугроб на краю дороги, а поскольку скорость приличная, то вполне могу через полутораметровый сугроб перелететь в овраг. Любят в таких случаях красочно расписывать, как «перед глазами в одно мгновение пронеслась вся моя жизнь». Чушь всё это. Не раз бывал в переделках, никаких видений прожитых лет не видел ни разу в эти мгновения. А встретил опасность так, как обычно в таких случаях: внутренне собрался, оставаясь спокойным, крепко сжал руль руками, просто чтоб держаться за что-то и смотрел на приближающийся сугроб широко раскрытыми глазами. И восприятие убыстрилось, казалось, видишь всё в замедленной съёмке. В голове мелькнуло: сугроб мягкий, возможно, не разобью машину. Если, конечно, в овраг через него не улечу. Машина уверенно проюзила оставшиеся метры, мягко въехала в большой сугроб, её плавно приподняло и уже на вершине его она остановилась, не устойчиво покачиваясь. Словно раздумывала: сигануть в овраг, или ещё здесь постоять. Я открыл дверь и осторожно вышел. Машина ещё раз качнулась, но овраг не полетела, видно, здесь ей удобнее. Осмотрел машину - вроде всё нормально, видимых повреждений нет, подтеканий тоже. В это время мимо проехала та самая «четвёрка» с парнями, один из них показал выставленный палец.
«Дураки» - беззлобно подумал про них. То есть, сам я, конечно, тоже осёл, что не справился с управлением, но их это нисколько не извиняет. Если по-человечески, то надо бы им остановиться, узнать - нет ли пострадавших, не надо ли помощи и т. д. Пацаны, безответственные пацаны. Ладно, будем надеяться, подъедет грузовик и стянет мою машину с сугроба, а пока достал из багажника буксир и зацепил его за проушину.
Местный ГАЗ-66, в просторечии просто «шишига», появился минут через десять, остановился, я попросил водителя дёрнуть мою машину. «Шишига» выдернула мою «шаху» на дорогу легко и уверенно. От предложенных мной денег водитель, усмехнувшись и махнув рукой, отказался.
И я поехал дальше, но уже заметно медленней, под 60-70 километров в час. Да и дорога похуже стала.
- 336 км. 17ч 29м.
Похоже, въезд в снежный сугроб не прошёл бесследно для моей машины, руль стало ощутимо тянуть влево. Возможно, погнул рулевую тягу. Но ехать можно, а сейчас, в дороге, я этим всё равно заняться не смогу.
Опять затянула позёмка и на стёкла стала прилипать наледь, сказывается близость Ладожского озера. Снова включил дворники. И вдруг правая щётка без всяких предупреждений сорвалась с держателя и слетела. Что за дела! Остановился, пробежался назад метров сто и поднял щётку с дороги, поставил её на место. Сел в машину и начал читать SMS-сообщения от Бегемота. В первом он сообщал, что от Ильинского до Питкяранты нет ни одной заправки, поэтому лучше заправиться заранее. Спасибо, родной, но Ильинское я уж давно проехал. Хотя, за заботу ещё раз спасибо. Кстати, о топливе, лампочка резерва на указателе уровня топлива уже начала подмаргивать. Не беда, у меня полная двадцатилитровая канистра с бензином в багажнике. Может, остановиться и заправиться с неё? Не, лучше буду ехать, пока бензин не закончится, узнаю реально, какой расход топлива у моей тачки.
- 391 км, 18ч 31м.
Заглох, прямо на ходу. Всё понятно, закончилось топливо. Ну-ка, прикинем реальный расход. Показания моего спидометра надо умножать на 1,1, потому что когда менял задний редуктор, то поставил его от другой модели «шахи», с другим передаточным числом.
Итак: 391*1,1=430 км.
Это реальный пробег. А теперь делим на него ёмкость топливного бака:
39/430=9 л/100км.
Ого! Неслабая прожорливость для двигателя в 1,3 литра. Конечно, надо учесть зимнее время года, работающие фары, отопитель и дворники, местами ехал на пониженных передачах, прогрев мотора и работа на холостых на светофорах в городе и посёлках. А по мосту через Свирь вообще на первой передаче полз. Но всё же многовато, по-моему.
Вытащил из багажника канистру и воронку, залил в бак около 10 литров, до Питкяранты хватит. Там заправлюсь, а запас в канистре надо иметь.
- 391 км, 18ч 41м.
Поехал дальше, уже стемнело, но наледь к стёклам больше не прилипает.
- 403 км, 18ч 59м.
У въезда в Питкяранту. Стою, читаю с мобильника сообщения, как проехать к дому, где у нас намечена стрелка
.
- 405 км, 19ч 19 м.
Я у дома. Бегемот тоже вскоре подъехал, так что прибыли почти одновременно. Всё. Ур-р-ра-а-а!!!
Бегемот приглашает посидеть, закусить, поговорить. Ну что ж, отчего бы не поговорить с выпивающим человеком? И я достал бутылку с перцовым шилом от Сэмэна.